Выдержки из Посланий Всемирного Дома Справедливости

Человечество, по твердому убеждению каждого последователя Бахауллы, приближается сегодня к завершающей стадии тысячелетнего процесса, который привел его от коллективного младенчества к порогу зрелости, – стадии, которая засвидетельствует объединение человеческой расы. Подобно тому, как личность проходит через неспокойный, но многообещающий период юности, в течение которого проявляются ее скрытые силы и способности, человечество в целом находится в гуще беспрецедентного переходного процесса. За всем этим беспокойством и смятением современной жизни скрываются судорожные порывы человечества, изо всех сил старающегося повзрослеть. Широко принятые нормы и обычай, бережно охраняемое мировоззрение и привычки, устаревают одно за другим, в то время как требования зрелости начинают утверждать себя.


Бахаи не верят в то, что трансформация произойдет исключительно благодаря их собственным усилиям. Они также не пытаются создать какое-то движение, которое бы стремилось навязать обществу свое видение будущего. Каждый народ и каждая группа – по сути, каждый человек, - внесет свой вклад, в большей или меньшей степени, в появление мировой цивилизации, к которой неумолимо движется человечество. Единство будет постепенно достигаться, как предвещал Абдул-Баха, в различных областях общественной жизни, например, «единство в политической сфере», «единство мысли в мировых начинаниях», «единство рас» и «единство наций». Когда все это осуществится, постепенно обретут свои формы структуры политически объединенного мира, в котором уважается культурное многообразие и обеспечивается русло для выражения достоинства и чести.


Бахаи по всему земному шару в самых непритязательных условиях стремятся установить модель действий и соответствующие административные структуры, воплощающие принцип единства человечества и те убеждения, что лежат в его основе; приведем здесь некоторые из них в качестве иллюстрации: что наделенная разумом душа не имеет гендерной, расовой, этнической или классовой принадлежности, и этот факт делает недопустимыми все формы предрассудков, не последними из которых являются те, что мешают женщинам реализовывать свой потенциал и участвовать в разнообразных сферах деятельности бок о бок с мужчинами; что коренной причиной предрассудков является невежество, которое можно изгладить посредством образовательных процессов, позволяющих знанию стать доступными всему человеческому роду, гарантируя, что оно не станет собственностью кучки привилегированных; что наука и религия есть две взаимодополняющие системы знания и практики, через которые люди пришли к пониманию мира вокруг себя и через которые продвигалась вперед цивилизация; что религия без науки вскоре перерождается в суеверие и фанатизм, а наука без религии становится инструментом грубого материализма; что истинное процветание, плод динамичной слаженности материальных и духовных требований жизни, будет ускользать все дальше и дальше за пределы досягаемости, пока консьюмеризм (потребительство) продолжает действовать как опиум на человеческую душу; что справедливость, как способность души, позволяет человеку отличать истину ото лжи и руководит им в поиске реальности, а это так важно, если мы хотим устранить суеверные верования и устарелые традиции, мешающие единству; что справедливость, должным образом применяемая к социальным проблемам, является единственным важнейшим средством для установления единства; что работа, выполняемая в духе служения другим людям, - это форма молитвы, способ поклонения Богу. Перенос подобных идеалов в реальность, осуществление трансформации на уровне индивидуума и закладка фундамента подходящих социальных структур, безусловно, задача не из легких. Тем не менее, община бахаи посвятила себя долгосрочному процессу научения, вытекающему из этой задачи, и приглашает участвовать в этом предприятии растущее число людей из всех социальных слоев, из всех человеческих групп.


Община бахаи с готовностью признает, что ей предстоит пройти существенный путь, прежде чем ее накапливающийся опыт принесет необходимое понимание механизмов желаемой системы взаимодействий. Она не претендует на совершенство. Поддерживать высокие идеалы и стать их воплощением – не одно и то же. Несметное число трудностей ждет впереди, многому предстоит научиться. Случайный наблюдатель вполне может окрестить усилия общины превозмочь эти трудности «идеалистическими». Хотя, конечно, было бы необоснованным изображать бахаи незаинтересованными в делах собственных стран, тем более – непатриотичными. Какими бы идеалистичными не казались некоторым людям старания бахаи, нельзя игнорировать их глубоко укоренившуюся заботу о благе всего человечества. А учитывая, что сегодня ни одно средство в мире не кажется способным вытащить человечество из трясины конфликтов и борьбы и обеспечить его счастье, зачем станет какое-либо правительство противиться усилиям одной группы людей углубить свое понимание природы тех важных отношений, что заложены в нашем общем будущем, к которому неотвратимо приближается человеческая раса? Какой в этом вред?


Второе направление усилий общины бахаи внести свой вклад в продвижение цивилизации: ее вовлеченность в широкое общество. Очевидно, то, что бахаи видят как один аспект своего вклада, не может противоречить другому аспекту. Нельзя пытаться установить в своих общинах модели мысли и действия, выражающие принцип единства человечества, и при этом заниматься деятельностью в другом контексте, который укрепляет - неважно до какой степени, - совершенно иную систему представлений о социальной жизни. Чтобы избежать такой двойственности, община бахаи постепенно, со временем, оттачивала основные характеристики своего участия в жизни общества, основываясь на учениях Веры. Прежде всего, бахаи, будь то отдельные верующие или община, стараются исполнять на практике заповедь Бахауллы: «Те, кто одарен искренностью и верностью, должны взаимодействовать со всеми народами и племенами земли с радостью и сиянием, ибо общение с людьми всегда способствовало, и будет способствовать, единству и согласию, сие же, в свою очередь, благоприятствует поддержанию порядка в мире и возрождению народов». Только через «взаимодействие и встречи», - поясняет далее Абдул-Баха, - «мы обретем счастье и рост - личное и коллективное». «То, что благоприятствует взаимодействию и притяжению и единству среди сынов человеческих», - писал Он в этой связи, - «есть средство подачи жизни миру человечества, а все, что вызывает разобщение, антипатию и отдаление, ведет к гибели человечества». Даже в отношении религии Он ясно заявил, что она «должна быть причиной любви и товарищества. Если религия станет причиной раздора и вражды, предпочтительнее ее отсутствие». Так что бахаи всегда делают все возможное, чтобы внять наставлению Бахауллы: «Закрой свои глаза на отчуждение и обрати свой взор к единству». «Тот, воистину, человек», - увещевает Он своих последователей, - «кто посвящает себя сегодня служению всему человечеству». «Озаботьтесь нуждами века, в коем живете», - таково Его указание, - «и сосредоточьте ваши мысли на его потребностях и требованиях». «Высшая необходимость для человечества – сотрудничество и взаимность», - отмечает Абдул-Баха. - «Чем сильнее узы товарищества и солидарности среди людей, тем величественней сила созидания и достижения во всех сферах человеческой деятельности». «Свет единства столь могуществен», - провозглашает Бахаулла, - «что способен осиять всю Землю».


Бахаи не ищут политической власти. Они не займут политических постов в своих правительствах, какой бы ни была конкретная система, хотя они согласятся на должности, которые, как они полагают, являются чисто административными по характеру. Они не присоединятся к политическим партиям, не станут вовлекаться в узкопартийные вопросы или участвовать в программах, связанных с сеющими раздор замыслами каких-либо групп или фракций. В то же самое время бахаи уважают тех, кто из искреннего желания служить своей стране предпочитает преследовать политические устремления или заниматься политической деятельностью. Подход о невовлечении в подобную деятельность, принятый общиной бахаи, не претендует на то, чтобы заявлять и выражать некое фундаментальное возражение против политики в ее истинном смысле; несомненно, человечество организует себя с помощью политических дел. Бахаи голосуют на гражданских выборах, если для этого им не приходится отождествлять себя с какой-либо политической партией. В этот отношении они рассматривают правительство как систему для поддержания благосостояние и упорядоченного прогресса общества, и они - все и каждый в отдельности - принимают на себя обязанность следовать законам страны, в которой они проживают, не позволяя при этом нарушать свои внутренние религиозные убеждения. Бахаи не будут участвовать в каком-либо подстрекательстве для свержения правительства. Не будут они вмешиваться и в политические отношения между правительствами разных стран. Это не означает, что они не осведомлены о политических процессах в сегодняшнем мире и проводят различия между справедливым и тираническим правлением. Правители планеты имеют священные обязанности для исполнения по отношению к своему народу, и народ должен рассматриваться как самое драгоценное сокровище любой страны. Где бы они не проживали, бахаи стараются поддерживать стандарт справедливости, реагируя на неравенство, направленное на них самих или других, но только через доступные им законные способы, избегая всех форм насильственного протеста. Более того, ни при каких обстоятельствах, любовь к человечеству, живущая в их сердцах, не идет в разрез с чувством долга, как они считают, использовать свою энергию на служение своим странам.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter